1. Ом! Этот звук – все это. Вот его разъяснение: Прошедшее,
настоящее, будущее – все это и есть звук Ом (Аум). И то прочее,
что за пределами трех времен, – тоже звук Ом.
2. Ибо все это – Брахман. Этот Атман – Брахман. Этот Атман
имеет четыре стопы.
3. [Находящаяся в] состоянии бодрствования, познающая
внешнее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая грубое,
вайшванара [вот] первая стопа.
4. [Находящаяся в] состоянии сна, познающая внутреннее, из
семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая тонкое, тайджаса –
[вот] вторая стопа.
5. Когда уснувший не имеет никакого желания, не видит
никакого сна, – это глубокий сон. [Находящаяся в] состоянии
глубокого сна, ставшая единой, пронизанная лишь познанием,
состоящая из блаженства, вкушающая блаженство, чье лицо – мысль,
праджня – [вот] третья стопа.
6. Это всеобщий владыка, это всезнающий, это внутренний
правитель, это источник всего, начало и конец существ.
7. Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не
познающей обоих, не пронизанной [лишь] познанием, [не
являющейся] ни познанием, ни не-познанием, невидимой,
неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой,
сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного
мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной – считают
четвертую [стопу]. Это Атман, это надлежит распознать.
8. Это Атман в отношении к звукам, звук Ом (Аум) в отношении
к частям. Стопы [Атмана] – части, и части – стопы: звук "а",
звук "у", звук "м".
9. Состояние бодрствования, вайшванара – звук "а", первая
часть из-за достижения или же – первенства. Поистине, кто знает
это, достигает [исполнения] всех желаний и бывает первым.
10. Состояние сна, тайджаса – звук "у", вторая часть из-за
возвышения или же – обоюдности. Поистине, кто знает это,
возвышает непрерывность знания, бывает равным, в его роду не
бывает не знающего Брахмана.
11. Состояние глубокого сна, праджня – звук "м", третья часть
из-за изменения или же – поглощения. Поистине, кто знает это,
измеряет все сущее и поглощает [его в себе].
12. Не имеет частей четвертое [состояние] – неизреченное,
растворение проявленного мира, приносящее счастье,
недвойственное. Так звук Ом и есть Атман. Кто знает это,
проникает [своим] Атманом в [высшего] Атмана.